профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста

Профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста
Плоскостопие – дефект развития опорно-двигательной системы, часто проявляющееся в детском возрасте. Оно заключается в понижении свода стопы, что в результате перенапряжения мускулов приводит к сильным болям в стопах, голенях, и в изменении походки. Плоскостопие составляет 50% от нарушения осанки. Костный рост формируется к 18 годам у женщин, к 21 году у мужчин. А стопы формируются к 7 годам. Поэтому важно в дошкольном возрасте обращать чаще внимание на формирование свода стопы.
Какие бывают варианты плоскостопия:
-Продольное
-Поперечное
-Плосковальгусное
Как определить плоскостопие:
1. Посмотреть на положение, стоя на ширине ступни. Подсунуть палец под стопу (если палец проходит не свободно, то есть плоскостопие).
2. Сзади посмотреть на пятку, чтобы связки проходили через центр пятки. Опорная часть чуть темнее и составляет 1/3. Если ребенок пройдет или встанет на лист бумаги (стопу можно смазать мелом или вазелином), то можно увидеть опору на этом листе бумаги, есть у ребенка плоскостопие или нет.
Плоскостопие бывает 3-х степеней:
1- начальное; 2- среднее; 3- тяжелое.
Плоскостопие может усиливаться у детей и подростков при ношении тесной, неудобной обуви, туфель на каблуке, а у взрослых – при длительном стоянии на ногах. Чтобы предотвратить развитие плоскостопия, следует носить обувь с задником и со шнуровкой, с эластичной гнущейся подошвой и на небольшом каблуке. Необходимо следить за правильностью походки. Делать упражнения лечебной физкультуры, массаж стоп. Например выполнять ходьбу на носках, пятках, внешней части стопы. Выполнять различные лазания по гимнастической лестнице, лазания по канату, катание на велосипеде, плавание работая кролем ногами, ходьбу по ребристой доске, контактным коврикам, обручу. Катание гимнастической палки, мяча.
Почему нужно заниматься лечебной физкультурой при плоскостопии, потому что она занимает первое место в лечении всех форм плоскостопия. Упражнения лечебной гимнастики укрепляют мышцы, поддерживающие свод и способствующие натяжению связного аппарата, корректируют установку стоп, воспитывают стереотип правильного всего положения тела и нижних конечностей при стоянии, ходьбе, улучшают обмен веществ, активизируют двигательный режим.
Ведущее место занимают специальные упражнения направленные на исправление деформации стоп. В начале курса упражнения выполняют из исходного положения сидя и лежа, что исключает влияние веса тела на свод стопы, когда мышцы еще не достаточно окрепли. В дальнейшем назначают упражнения из исходного положения стоя и в ходьбе.
Для укрепления мышц, активно участвующих в поддержании сводов можно также использовать упражнения в естественных условиях – ходьба босиком по рыхлой почве, песку, плавание. Укреплению мышечно-связного аппарата способствует массаж и самомассаж мышц передней и внутренней поверхности голени, подошвенной поверхности стопы.
Занятия лечебной физкультурой необходимо обязательно сочетать с ношением специальных ортопедических стелек, устанавливающих стопу в правильное положение при ходьбе. Наибольшим корректирующим эффектом обладают стельки, изготовленные по индивидуальному отпечатку стопы пациента. Стельки необходимо вкладывать в обувь, имеющую жесткий задник, небольшой каблук и фиксирующие элементы на подъеме стопы. При плоскостопии детям категорически запрещается носить мягкие тапочки без каблука и валенки. При выраженном плоскостопии назначается ортопедическая обувь. Почти во всех городах есть ортопедические центры. В этих центрах можно: 1) получить консультацию у ортопеда, 2) изготовить индивидуальные ортопедические стельки и обувь, 3) ортезы и аппараты для верхних и нижних конечностей.
Если у ребенка есть плоскостопие, то необходимо знать, что деформация стопы вызывает общую скелетно-мышечную деформацию (искривление позвоночника и перегрузка суставов). В свою очередь искривление позвоночника ускоряет развитие или является причиной следующих заболеваний.
Болезни позвоночника: остеохондроз, грыжа дисков, радикулит, сколиоз.
Болезни суставов: воспаление менисков, деформирующий артроз коленного сустава.
Заболевание стопы: пяточные шпоры, мозоли, искривление косточек пальцев ног, боли в нижней части стопы.
Приводим несколько специальных упражнений, используемых для лечения плоскостопия.
Из исходного положения лежа:
1. Оттягивание носков стоп с одновременным приподниманием и опусканием их наружного края.
2. Сгибание ног в коленях, упор стопами в пол, разведение пяток в стороны и возврат в исходное положение.
3. В этом же положении – поочередное приподнимание пяток от опоры.
4. Лежа на спине, ноги согнуты в коленях, бедра разведены, стопы касаются друг друга. Отведение и приведение стоп в области пяток с упором в передние части стопы.
5. Лежа на спине, круговые движения стоп в одну и в другую сторону. Усложнение упражнения – те же движения стопы, но в положении согнутой в колене ноги другой полусогнутой ноги.
6. Скользящие движения стопой по голени другой ноги.
В заключение важно, что одной из основных задач физического воспитания дошкольников, является устранение деформаций опорно-двигательного аппарата, воспитание и закрепление навыка правильной осанки, формирование сводов стопы.
Список литературы:
1. Н.П.Недовесова «Профилактика и коррекция плоскостопия у детей». СПб Детство – Пресс. 2017 год. ( с.15-27).
2. С.О.Филиппова «Спутник руководителя физического воспитания дошкольного учреждения». СПб Детство – Пресс. 2017 год. (с.285-289)

Добавить комментарий